Игорь Клоков
«Я начал заниматься цигун в 2006 году. За эти годы два раза был на обучении у мастера в Китае (в 2008 и 2014 гг.) Опыт тренерской работы с 2008 года. С 2009 года параллельно занимаюсь тайцзицюань, стиль Ян. В 2012 году прошел переподготовку в РГУФКСМиТ, (г. Москва) на кафедре теории и методики спортивных единоборств.
О Цигун и моем учителе:
Цигун в дословном переводе означает работу с энергией, (иероглиф «Ци» - энергия, иероглиф «Гун» - работа). Это система саморегуляции организма, корни которой прячутся в глубокой древности. Цигун позволяет предупредить и лечить болезни, препятствует преждевременному старению и «одряхлению» организма.
Методы цигун долгое время хранились в глубокой тайне. Наряду с другими, известными на сегодняшний день системами, систематические занятия цигун повышают интеллект, позволяют достигнуть духовного и физического равновесия. Цигун помогает людям значительно укрепить свое здоровье, способствует развитию чувствительности собственного тела, восстанавливает и укрепляют функцию внутренних органов, упорядочивает обменные процессы и повышает жизненный тонус организма.
В Цигун существует множество направлений и школ: даосский цигун, конфуцианский, буддийский, жесткий, мягкий, динамический, статический, боевой, медицинский и пр.
Особое место занимает Тяньчжушанский динамический цигун, в котором главное внимание уделяется тренировке «духа, мысли и ци», согласованию внешней формы движения с течением энергии внутри тела. Патриархом школы является ректор Тяньчшушанского института Цигун и Ушу профессор Лю Шаобинь.
Тяньчжушань (в переводе «небесный столб») находится в провинции Аньхой. В этих местах издавна практиковали даосские методы цигун взращивания и пестования жизни. Тяньчжушанский цигун включает в себя статические и динамические упражнения, медитацию. Благодаря практике человек естественным путем начинает меняться, уходит от привычных шаблонов реагирования на стрессовые ситуации. Тяньчжушанский цигун подходит для любого возраста, система методически упорядочена, овладение начинается с безопасных для здоровья упражнений, выполнение которых не требует много времени.»
Богачихин М.М.
Учителя Лю Шаобиня
«Говоря о нашем времени, следует назвать проф. У Ифэна (У, Базирующийся на Пике). В момент написания книги Лю Шаобинем (примерно 1993 г.) У было 90 лет, из них более 60-ти он скрытно проживал и тренировался на Тяньчжушане. Тот же стаж занятий тяньчжушаньским цигуном и у Чэнь Цзинъюаня, врача китайской медицины, который на два года моложе. Лю у них учился, поскольку они были хранителями тяньчжушаньского цигуна. Но записей о нем не было, и Лю пришлось собирать по крупицам сведения, разбросанные в народе, и копаться в древней литературе, выдержки из которой мы здесь приводим.
Сам Лю Шаобинь со своим братом Лю Шаосюном 16-ти лет обратился к старшему даосу (даочжану) по имени Лин Гу (Ущелье для Души-лин) с просьбой стать учителем. После начала "культурной революции" пришлось уйти несколько в сторону: они стали собирать и систематизировать методы оздоровления, распространенные в народе. Занимались этим более 20 лет.
Шаобинь, кроме того, сам занимался цигуном, и в результате возник тяньчжушаньский цигун, тренирующий как природу (син), так и судьбу (мин). "Телом" для этого цигуна служит даосизм, буддизм служит подтверждением, добавлена конфуцианская медицина.
С 1988 г. этот цигун передается открыто, "так что теперь древний тайный цигун может приносить счастье людям" – заключает историческое введение к своей книге Лю Шаобинь. Конечно, помогало Шаобиню то, что он вырос в семье, занимающейся воинским искусством (ушу) и китайской медициной, где знали и целебные травы, собирая их в местных горах провинции Цзянси, и иглоукалывание, обучали этому детей. Но для самосовершенствования лучше всего поселиться в благодатном месте, вот Шаобинь и перебрался в соседнюю провинцию Аньхой к знаменитой горе Тяньчжу.
В Китае традиционно ничего посторонним не рассказывали, будь то технология изготовления фарфора или семейные техники ушу. Но времена изменились, и Лю Шаобинь, обобщив опыт предшественников и современников, наоборот, стал всем рассказывать и показывать и даже выпустил в 1994 году свою книгу.
Остается только расшифровать имя Шаобиня. Шао может значить "молодой". Что касается иероглифа бинь, то он состоит из элементов "гражданский" и "военный", в сумме – гармония того и другого, гармония иньской и янской деятельности. Словарь дает более развернутое значение иероглифа бинь: доблестный, гармоничный, полная гармония, изящный облик и благородная натура.
Шаобинь – молодой и гармоничный. Он занимается гармонизацией организма людей.»
Журнал «Цигун и Жизнь» 1991, №2
«В июле 1988 года по инициативе Китайской физкультурной ассоциации изучения цигун. Научно-исследовательского института восточных систем цигун. Научного общества изучения цигун провинции Шэньси и редакции журнала «Цигун и спорт» Лю Шаобинь провел в городе Сиане курсовые сборы по подготовке инструкторов цигун. На эти сборы съехались энтузиасты цигун из тридцати городов разных провинций. Это было началом победного шествия тяньчжуской системы по всей стране. Мастер Лю Шаобинь подробно осветил историю формирования и развития этой системы, ее основные черты и содержание, объяснил принципы и методику тренировочного процесса. После этого был проведен цикл практических занятий.
В дни сборов Лю Шаобинь и его ученик Не Цзяньго провели также ряд показательных, выступлений. Они просто ошеломили зрителей. Например, при выполнении номера «дистанционное иглоукалывание» Лю Шаобинь, мгновенно поставив диагноз, начал воздействие «внешней ци» на больного. Затем, держа руку в 20-30 см от тела больного, свел пальцы, словно удерживая иглу для акупунктуры, и начал наводить импровизированную «иглу» на определенные акупунктурные точки. Пациент ощутил какую-то вибрацию в теле и с удивлением отметил, что постепенно начинает чувствовать себя все лучше и лучше…»