Медитация
Медитация – состояние, о котором мы слышали так много, но знаем так мало! В последнее время медитацию преподают, как нечто само собой разумеющееся, на каждом углу и повороте; нам даже предлагают выбор: йогическая медитация, буддийская медитация, Ошо-медитация и т.д. «Медитация» стала товаром.
О понятии медитации
Для начала надо определиться с термином. Слово медитация сейчас использует кто угодно и все с пониманием кивают, мол мы тоже знаем, тоже слышали что это такое. Однако если Вы спросите «Что значит слово «Медитация», откуда оно пошло и что конкретно оно обозначает», то скорее всего станете свидетелем, того, как человек, еще минуту назад сыпавший терминами и рассказывавший Вам о тонкостях искусства медитации, потупит взор и начнет копаться в памяти, ища ответ, после чего выдаст какую-нибудь невразумительность или вообще соскочит с темы.
Во-первых, медитация – это Западное слово, происходящее от латинского meditatio, что дословно означает размышление или обдумывание.
Во-вторых, впервые термин медитация стал использоваться еще в средневековье в Католическом христианстве. И звучал как meditatio anime, что дословно можно перевести, как душевное размышление. Эта практика имеет аналог в Православном христианстве и известна как Умная молитва. Данная практика состоит в успокоении ума и прекращении потока мыслей путем направления сознания к Богу.
В-третьих, термин медитация стал применяться к обозначению восточных техник работы с умом довольно недавно, примерно в середине двадцатого века.
В-четвертых, термин медитация не имеет ни одного аналога среди классических Восточных практик работы с умом.
Получается, что мы все постоянно пользуемся термином медитация, но в действительности он ничего не обозначает. Отсюда и такая загадочность, сила и привлекательность этого слова. Оно как туман – вроде есть, а не схватишь.
То, что современные люди называют медитацией или работой с сознанием в йоге это три, имеющие различные названия и характеристики, техники:
Пратьяхара - отвлечение чувств от внешних объектов для погружения сознания внутрь себя;
Дхарана – концентрация сознания.
Дхьяна – удержание концентрации сознания.
Эти техники, или точнее ступени йоги, относятся к высшим, и осваиваются только опытными практиками, которые в достаточной степени овладели искусством асан( или поз тела) и пранаямой – наукой управления дыханием.
О медитации, в том виде, в каком она практикуется жителями современного мегаполиса.
Любой образованный человек до какой-то степени осведомлен, насколько неоднозначно то, что мы называем «объективной реальностью», а йоги прямо называют Майей, «божественной иллюзией». В этой системе координат человека, можно сравнить с флюгером на ветру энергии: снаружи энергия приходит в виде чувственных восприятий, затем выходит обратно в виде попыток эго удовлетворить желания и привязанности. Любой физик подтвердит, что энергия не берется из ниоткуда и не исчезает в никуда: в действительности имеет место лишь ее круговорот, трансформация. Так, на нашей планете всегда было определенное, фиксированное количество воды: за миллиарды лет ее не убавилось и не прибавилось, никакая экологическая катастрофа не уменьшит и не увеличит это общее количество ни на йоту: вода лишь подвергается трансформации. «Наше» тело, «наши» вещи и тем более «наши» мысли в каком-то смысле вовсе не принадлежат нам. Все это сложные формы энергии, которая извечно продолжает свой цикл. В процессе медитации мы начинаем осознанную работу с этими потоками жизненной энергии.
Эффекты медитации начинаются на грани, когда человек начинает контролировать сердечный и мозговой циклы: когда он полностью сконцентрирован, погружен в настоящий момент. Тот зверинец желаний, страхов, воспоминаний и надежд, который мы привыкли называть «мыслями» (или даже самими собой!), и который в действительности паразитирует на сознании, питаясь его энергией, тогда затихает, как бы переходит в «спящий режим». Напряжение в психике падает и появляется ощущение чистоты, свежести, легкости, внутренней центрированности, наполненности, удовлетворенности.
Если процесс не прерывается, происходит дальнейшее углубление состояния: из ума уходит все, кроме объекта, выбранного для концентрации, и уровень жизненной силы сознания повышается. Человек перестает воспринимать отвлекающие сигналы (сигналы от органов чувств, мысли и страхи). Тогда человек переживает высокое состояние – глубокий, «неземной» покой и наполненность энергией, ощущение всезнания, всемогущества, непоколебимости – одним словом, несравненное блаженство.
Однако обычно это состояние постепенно сходит на нет, и человек (с новой силой принявшись «мыслить») задается вопросом: как вернуть это состояние? Ситуация, похожая на наркотическую зависимость! Но есть одно коренное различие: употребление большинства сильных наркотических веществ довольно быстро приводит к износу тела и отказу внутренних органов и систем организма, а также ментальной и моральной деградации. А медитация, напротив, запускает оздоровление и даже омоложение организма, способствует скорейшему моральному созреванию и духовной эволюции. Однако есть и другой нюанс: человек, в хорошем смысле «подсевший» на медитацию, пытаясь повторить это состояние, обычно не может этого сделать. Те действия, которые однажды подтолкнули его к медитации, в большинстве случаев второй раз уже не работают! Человек в шоке, он хватается за литературу, обещающую быстрое Просветление, погружается в «шизотерику» на тренингах, или «расшибает лоб» в религии – всё тщетно. Ничто не приносит ему того высочайшего состояния, которое он однажды испытал, и без которого ему теперь «целого мира мало».
В связи с этим мастера многих традиций считают, что эффект медитации является некой случайностью и не поддается полному контролю. Однако это утверждение не касается йоги.
В йоге эффекты медитации достигаются ожидаемо и контролируемо, так как издревле йогам известен ключ к сознанию – ДЫХАНИЕ.
Поэтому для полноценной работы с медитацией необходимо овладеть наукой ПРАНАЯМЫ. Если говорить обобщенно, то в искусстве пранаямы есть всего четыре инструмента, это: вдох, выдох, задержка на вдохе и задержка на выдохе. Освоив в полной мере эти четыре инструмента, йог получает возможность с их помощью осваивать пространство своего ума или сознания.
Если Вы пытаетесь медитировать без использования науки дыхания, то Ваши результаты будут очень неустойчивы. Тут важно не пасть духом, не отчаяться и не зажить как прежде, сказав, что «лучше синица в руке, чем журавль в небе». В целом, как говорится, ищущий – найдет. В трактатах по йоге утверждается, что кто однажды приблизился к высшему состоянию, уже не вернется назад в полное забвение.
Для достижения успешной медитации мало просто пытаться медитировать. Методы йоги являются хорошим подспорьем в поиске высших состояний, создавая благоприятные условия для их возникновения. Правильно выполняемая йога способствует повторению «волшебного» переживания медитации, которое чаще всего в первый раз дается как бы авансом.
Методов для достижения состояния медитации, предлагаемых в современном мегаполисе множество: в русле йогических (тантрических) медитаций, подходящих для практикующих разного уровня, стоит отметить тратаку (пристальное созерцание пламени свечи или другого объекта), медитации-визуализации на энергетических центрах (чакрах) и каналах, на мантрах (джапа). В последнее время все большую популярность приобретает Йога-нидра: тантрический метод медитации, который с удовольствием практикуют все, от самых «чайников» до просветленных мастеров, и который способствует очищению сознания от негативных шаблонов.
Свои методы достижения состояния медитации есть, разумеется, не только в йоге: это и специально адаптированные под менталитет современного человека ошовские медитации, и традиционные, древние суфийские кружения; медитативные упражнения есть в традиционных системах восточных единоборств, целительства, в таких восточных практиках как Цигун, Тайцзицюань, и т.д. и т.п.
Всегда можно подобрать метод медитации, подходящий человеку любого возраста (в том числе детям) и физических возможностей. «Неизлечимые» болезни, прием химических препаратов или сумасшедший режим дня не являются преградой для практики медитации. Свои подходы к медитации так или иначе существуют в любой религии, поэтому если у вас есть духовный наставник в вашей традиции – вероятнее всего, он сможет подсказать соответствующие упражнения.
Но помните, что настоящим ключом к состоянию медитации является дыхание и наука по его контролю – ПРАНАЯМА.
Медитация – это в каком-то смысле добровольный отказ от нашего прежнего, крошечного (и такого уютного!) «я», так что первые успехи на этом пути обычно сильно пугают ложное эго, которое чувствует в медитации угрозу. Поэтому важна непреклонная настойчивость. Именно благодаря медитации мы можем достичь своего самого ошеломляющего успеха – расколоть булыжник и найти в его сердце алмаз. Мы должны снять с себя ту шелуху, которую долгие годы считали собой, и вернуть себе наше истинное Я, которое неизменно пребывает в медитации.